Вы здесь: История ХВЕ в РоссииИстория пятидесятничества в РоссииВОЗНИКНОВЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ В РОССИИ

Возникновение движения пятидесятников в России

Возникновение движения пятидесятников в России

Дореволюционный период

Возникновение движения пятидесятников на севере Российской империи

В 1914 годы  в Финляндии проживало большое количество русских, и в Хельсинки в 1908 году было открыто отделение Петербургской церкви евангельских христиан. В 1910 году сюда был направлен на пасторское служение проповедник А.И. Иванов (1880 – 1931).
Заместителем Иванова был бывший штабс-капитан русской царской армии Николай Петрович Смородин (1875 – 1953), который недавно примкнул к общине. После того как он покаялся, его уволили со службы в Армии. Смородин был весьма одаренным человеком, написал целый ряд статей и сочинений на различные темы.
Русская церковь евангельских христиан входила во ВСЕХ и поддерживала тесные и регулярные отношения с центром союза в Санкт – Петербурге. В документах говорится, что эта община создалась в результате раскола в среде евангельских христиан, который произошел в конце 1913 года, однако этот раскол  только окончательно оформил религиозные разногласия, возникшие среди евангельских христиан еще до 1913 года. На допросе в полиции 1914 года Иванов говорил, что он преемник «проповеди Евангелия» , которую среди русского населения Финляндии вели мето-дисты до того как в 1910 г. стал вести сам Иванов.

Подробнее...

Развитие движения пятидесятников в России в советское время

Развитие движения пятидесятников в России в советское время

Проповедь Воронаева и создание союза Христиан Евангельской Веры

Началу движению христиан евангельской веры положила деятельность Ивана Ефимовича Воронаева (Черкасова). После своего обращения в 1908 году он нес служение проповедника евангельско-баптистких церквей в Ирутске, а затем в Красноярске. В 1912 году вместе с семьей выехал в США, где трудился пресвитером русской баптисткой церкви. Церковь проводила богослужебные собрания в помещении пятидесятнической церкви, пастором которой был Э.Вильямс. Он и познакомил И.Е. Воронаева с учением пятидесятников. Спустя некоторое время Воронаев вышел из баптисткой церкви и основал в 1919 году в Нью – Йорке свою самостоятельную русскую общину пятидесятников.
Однажды во время молитвенного служения в доме Анны Колтович, Воронаев неожиданно получил Божье откровение выехать в Россию, чтобы донести русскому и украинскому народам чудную весть о крещении Духом Святым. Отправляясь на миссионерскую работу, Воронаев знал, что их ожидают большие трудности, связанные с экономическими и политическими событиями в России. Но Божье поручение вселяло в него веру, что Бог сохранит их. После революции в 1917 году в России православную церковь постигли сильные гонения (это было связано в частности с тем, что православная церковь была официальной частью царского режима, против которого боролись большевики).

Подробнее...

Христиане Веры Евангельской и Густав Шмидт

Христиане Веры Евангельской и Густав Шмидт

Движение Христиан Веры Евангельской на Украине распространялось, начиная с западноукраинских земель. В 1920г. из Америки возвратились в г. Кременец и окрестные села И. Геррис, И.Черский, П.Ильчук, Т.Нагорный и А.Антонюк (Западная Украина в то время входила в состав Польши). Они организовали ряд пятидесятнических общин на территории Тернопольской, Ровенской и Брестской областей. Духовный центр ХВЕ находился в г. Кременце, руководил им И. Геррис.
6 мая 1924 г. в г. Кременце состоялся первый съезд, на котором был ор-ганизован Союз Евангельской христиан имени Святой Пятидесятницы, который возглавил А. Берхгольц. В 1929 г. на втором съезде Союз Евангельской христиан имени Святой Пятидесятницы был реорганизован в «Союз Христиан Веры Евангельской» с центром в г. Лодзи.
В 1929 г. в г. Данциге (нынешнем Гданьске) открылся Западноукраин-ский филиал Восточноевропейской миссии. Руководил представительством Густав Шмидт. Миссия содействовала различным пятидесятническим церквам и союзам в Восточной Европе, в частности, союзу общин Христиан Веры Евангельской (руководитель А. Берхгольц).
Шмидт организовал первую пятидесятническую Библейскую школу в г. Данциге. Учрежденная в 1932 г., школа в 1935 г. переросла в Библейский институт. Студентами первого набора стали христиане из России, Украины, Польши и Болгарии. За десятилетний период своего существования школа выпустила много благословенных проповедников и евангелистов, которые впоследствии стали организаторами пятидесятнических церквей в странах Восточной Европы, в том числе в Чехословакии, Югославии, Болгарии.
Густав Шмидт много трудился в западной части Украины, которая в то время входила в состав Польши. Именно там произошло мощное пятидесятническое пробуждение среди украинцев и было организовано много поместных церквей. Все они восприняли богословскую доктрину «Ассамблеи Божьей», в вероучении которой отсутствует учение об омовение ног.
Таким образом, западная часть Украины и Беларусии пережили пятидесятническое возрождение под влиянием деятельности Восточноевропейской миссии. С 1929 г. эта миссия начала издавать ежемесячный журнал «Примиритель», редактором которого был Г.Шмидт.
19—20 мая 1929 г. в с. Старые Чолницы Луцкого уезда состоялся 1-й объединительный съезд, на котором был принят новый устав и новое название: «Союз Христиан Веры Евангельской в Польше». Председателем союза до начала второй мировой войны был А. Берхгольц. В середине 30-х у ХВЕ насчитывалось 500 общин, объединявших около 18-ти тыс. верующих.
С 1936 г. по инициативе руководства «Союза ХВЕ в Польше» в Кременце издавался ежемесячный украинский журнал «Евангельский голос» (редактор М.Вербицкий). Журнал издавался до 1939г. Накануне Второй мировой войны секретарь «Союза ХВЕ в Польше» И.Зуб-Золотарев эмигрировал в Аргентину, где начал издавать в г.Буэнос-Айресе пятидесятнический журнал на русском языке «Христианский вестник».
В 1930 г. И. Е. Воронаев, В. Р. Колтович и многие другие братья были репрессированы. Их посадили в тюрьму, а затем сослали в Сибирь.
Позднее Иван Проханов, который руководил Союзом Евангельских Христиан, будучи в очередной поездке за границей, вынужден был остаться там, потому что остальное руководство было также репрессировано. Были репрессированы многие христиане. В. Р. Колтович и Рюмшин из заключения не возвратились, как и многие другие братья, имена которых известны только Богу. Жена Воронаева была сослана в Среднюю Азию. В тюрьмах и ссылках в общей сложности она провела около 25 лет. В течение десяти лет были сильные гонения всех христиан в Советском Союзе. Тюрьмы были переполнены благовестниками истины всех христианских конфессий.
По милости Божьей из уз возвратился один из членов Правления Союза Христиан Евангельской Веры, рукоположенных Воронаевым и Колтовичем чем брат В.С.Павлов. Н. И. Подлесный, освободившись из уз, остался некоторое время жить в Сибири.

Пятидесятники в период второй мировой войны

Пятидесятники в период второй мировой войны

С 1942 г. ХЕВ и ХВЕ на Украине, насколько это было возможно, начали объединяться и стали называться «Епископальной церковью ХЕВ», а руководящий орган —«Епископальная коллегия Церкви ХЕВ на Украине». Епископы Гавриил Понурка и Михаил Бут решили созвать съезд, чтобы выработать  церковный Устав, объединяющий все церкви «воронаевского» и «шмидтовского» направлений. Проведению общего съезда не позволяли военные условия, но духовные лидеры старались поддерживать общение.
С началом Второй мировой войны очень усугубилось положение в пятидесятнических общинах, где стало меньше братьев, которые, имея духовный и житейский опыт, держали церкви на правильном евангельском пути. В эти годы служители понимали, что крайне необходимо взять под контроль и пастырскую опеку все существующие пятидесятнические церк-ви и группы. Многие негативные явления в общинах имели неуклонную тенденцию к росту, поэтому поставленный Воронаевым старший пресвитер Г. Г. Понурко (один из немногих, кто остался на свободе) видел, что оставлять жизнь церквей на самотек — это значит позволить идти им к духовной катастрофе. Близким сотрудником и единомышленником Понурко стал в то время Афанасий Иванович Бидаш. Вскоре к ним присоединился пресвитер Карнаватской Церкви ХЕВ Филипп Шокало, а затем Д. И. Пономарчук.

Подробнее...

Пятидесятники в после военные годы

Пятидесятники в после военные годы

Оставшихся на свободе Д. И. Пономарчука и Н. В. Кузьменко пригласили в Москву, где к тому времени освобожденный из уз Я.И. Жидков учредил Всесоюзный Совет Евангельских Христиан и Баптистов (ВСЕХиБ).
В Москве руководителям пятидесятнического движения было предложено объединиться и влиться в созданный ВСЕХиБ. Разумеется, что за всем этим стояло жесткое давление Совета по делам религий СССР, который отказал в утверждении восстановленного в 1942 г. пятидесятниками союза ХЕВ. В ходе продолжительных бесед были выработаны вероученические и организационные положения об объединении, которые носили предварительный, подготовительный характер.

Августовское соглашение 1945 и пребывание во ВСЕХБ

Августовское соглашение 1945 и пребывание во ВСЕХБ

В августе 1945 г. после длительных переговоров руководители ХЕВ А. И. Бидаш, Д. И. Пономарчук и ХВЕ И. К. Панько (Беларусь), С. И. Вашкевич подписали «Соглашение об объединении христиан веры евангельской с евангельскими христианами и баптистами в один союз», так называемое Августовское соглашение (полный текст смотри внизу страницы). Официально в Августовском соглашении ЕХБ признавали исполнение силой свыше, как со знамением иных языков, так и без знамения иных языков.
В результате за период с августа 1945 по январь 1960 года в общины ЕХБ влилось около 25 тысяч пятидесятников. Всего в ВСЕХБ вошло около 300 пятидесятнических общин. Лидеры пятидесятничества таким методом думали обеспечить для Церкви условия легального существования и возможности беспрепятственной проповеди о крещении Духом Святым.

Подробнее...

Еще статьи...

Наверх