Вы здесь: История ХВЕ в РоссииИстория пятидесятничества в России

История пятидесятничества в России

История пятидесятничества в России

Перед тем как начать краткое изложение истории пятидесятничества в России стоит, заметить, что особенно трудными периодами для изучения являются времена Российской империи и времена бывшего Советского Союза. Практически никаких документов не сохранилось.
В период разгрома Всеукраинского Союза евангельской веры в Одессе были изъяты все документы из архивов и переписка – и по сей день неизвестно, были ли все бумаги уничтожены или они хранятся в недоступных специальных архивах. Неизвестно так же, что произошло с архивами центра Всепольского Союза церквей христиан веры евангельской в Лодзии и с документами Полевой квартиры Восточно-европейской миссии в Гданьске во времена второй мировой войны. Ни одного документа, касающегося жизнедеятельности церквей христиан веры евангельской, не обнаружено на Буковине после жестоких преследований со стороны румынских жандармов во времена диктатуры генерала Иона Антонеску.
Гонимые могучим и беспощадным аппаратом коммунистической власти подпольные церкви пятидесятников из-за боязни раскрытия не вели никакой деловой документации и переписки. Сам факт существования бумаг давал повод обвинить в «антисоветской пропаганде и подрывной работе против советского государства».

Возникновение движения пятидесятников в России

Возникновение движения пятидесятников в России

Дореволюционный период

Возникновение движения пятидесятников на севере Российской империи

В 1914 годы  в Финляндии проживало большое количество русских, и в Хельсинки в 1908 году было открыто отделение Петербургской церкви евангельских христиан. В 1910 году сюда был направлен на пасторское служение проповедник А.И. Иванов (1880 – 1931).
Заместителем Иванова был бывший штабс-капитан русской царской армии Николай Петрович Смородин (1875 – 1953), который недавно примкнул к общине. После того как он покаялся, его уволили со службы в Армии. Смородин был весьма одаренным человеком, написал целый ряд статей и сочинений на различные темы.
Русская церковь евангельских христиан входила во ВСЕХ и поддерживала тесные и регулярные отношения с центром союза в Санкт – Петербурге. В документах говорится, что эта община создалась в результате раскола в среде евангельских христиан, который произошел в конце 1913 года, однако этот раскол  только окончательно оформил религиозные разногласия, возникшие среди евангельских христиан еще до 1913 года. На допросе в полиции 1914 года Иванов говорил, что он преемник «проповеди Евангелия» , которую среди русского населения Финляндии вели мето-дисты до того как в 1910 г. стал вести сам Иванов.

Развитие движения пятидесятников в России в советское время

Развитие движения пятидесятников в России в советское время

Проповедь Воронаева и создание союза Христиан Евангельской Веры

Началу движению христиан евангельской веры положила деятельность Ивана Ефимовича Воронаева (Черкасова). После своего обращения в 1908 году он нес служение проповедника евангельско-баптистких церквей в Ирутске, а затем в Красноярске. В 1912 году вместе с семьей выехал в США, где трудился пресвитером русской баптисткой церкви. Церковь проводила богослужебные собрания в помещении пятидесятнической церкви, пастором которой был Э.Вильямс. Он и познакомил И.Е. Воронаева с учением пятидесятников. Спустя некоторое время Воронаев вышел из баптисткой церкви и основал в 1919 году в Нью – Йорке свою самостоятельную русскую общину пятидесятников.
Однажды во время молитвенного служения в доме Анны Колтович, Воронаев неожиданно получил Божье откровение выехать в Россию, чтобы донести русскому и украинскому народам чудную весть о крещении Духом Святым. Отправляясь на миссионерскую работу, Воронаев знал, что их ожидают большие трудности, связанные с экономическими и политическими событиями в России. Но Божье поручение вселяло в него веру, что Бог сохранит их. После революции в 1917 году в России православную церковь постигли сильные гонения (это было связано в частности с тем, что православная церковь была официальной частью царского режима, против которого боролись большевики).

Христиане Веры Евангельской и Густав Шмидт

Христиане Веры Евангельской и Густав Шмидт

Движение Христиан Веры Евангельской на Украине распространялось, начиная с западноукраинских земель. В 1920г. из Америки возвратились в г. Кременец и окрестные села И. Геррис, И.Черский, П.Ильчук, Т.Нагорный и А.Антонюк (Западная Украина в то время входила в состав Польши). Они организовали ряд пятидесятнических общин на территории Тернопольской, Ровенской и Брестской областей. Духовный центр ХВЕ находился в г. Кременце, руководил им И. Геррис.
6 мая 1924 г. в г. Кременце состоялся первый съезд, на котором был ор-ганизован Союз Евангельской христиан имени Святой Пятидесятницы, который возглавил А. Берхгольц. В 1929 г. на втором съезде Союз Евангельской христиан имени Святой Пятидесятницы был реорганизован в «Союз Христиан Веры Евангельской» с центром в г. Лодзи.
В 1929 г. в г. Данциге (нынешнем Гданьске) открылся Западноукраин-ский филиал Восточноевропейской миссии. Руководил представительством Густав Шмидт. Миссия содействовала различным пятидесятническим церквам и союзам в Восточной Европе, в частности, союзу общин Христиан Веры Евангельской (руководитель А. Берхгольц).
Шмидт организовал первую пятидесятническую Библейскую школу в г. Данциге. Учрежденная в 1932 г., школа в 1935 г. переросла в Библейский институт. Студентами первого набора стали христиане из России, Украины, Польши и Болгарии. За десятилетний период своего существования школа выпустила много благословенных проповедников и евангелистов, которые впоследствии стали организаторами пятидесятнических церквей в странах Восточной Европы, в том числе в Чехословакии, Югославии, Болгарии.
Густав Шмидт много трудился в западной части Украины, которая в то время входила в состав Польши. Именно там произошло мощное пятидесятническое пробуждение среди украинцев и было организовано много поместных церквей. Все они восприняли богословскую доктрину «Ассамблеи Божьей», в вероучении которой отсутствует учение об омовение ног.
Таким образом, западная часть Украины и Беларусии пережили пятидесятническое возрождение под влиянием деятельности Восточноевропейской миссии. С 1929 г. эта миссия начала издавать ежемесячный журнал «Примиритель», редактором которого был Г.Шмидт.
19—20 мая 1929 г. в с. Старые Чолницы Луцкого уезда состоялся 1-й объединительный съезд, на котором был принят новый устав и новое название: «Союз Христиан Веры Евангельской в Польше». Председателем союза до начала второй мировой войны был А. Берхгольц. В середине 30-х у ХВЕ насчитывалось 500 общин, объединявших около 18-ти тыс. верующих.
С 1936 г. по инициативе руководства «Союза ХВЕ в Польше» в Кременце издавался ежемесячный украинский журнал «Евангельский голос» (редактор М.Вербицкий). Журнал издавался до 1939г. Накануне Второй мировой войны секретарь «Союза ХВЕ в Польше» И.Зуб-Золотарев эмигрировал в Аргентину, где начал издавать в г.Буэнос-Айресе пятидесятнический журнал на русском языке «Христианский вестник».
В 1930 г. И. Е. Воронаев, В. Р. Колтович и многие другие братья были репрессированы. Их посадили в тюрьму, а затем сослали в Сибирь.
Позднее Иван Проханов, который руководил Союзом Евангельских Христиан, будучи в очередной поездке за границей, вынужден был остаться там, потому что остальное руководство было также репрессировано. Были репрессированы многие христиане. В. Р. Колтович и Рюмшин из заключения не возвратились, как и многие другие братья, имена которых известны только Богу. Жена Воронаева была сослана в Среднюю Азию. В тюрьмах и ссылках в общей сложности она провела около 25 лет. В течение десяти лет были сильные гонения всех христиан в Советском Союзе. Тюрьмы были переполнены благовестниками истины всех христианских конфессий.
По милости Божьей из уз возвратился один из членов Правления Союза Христиан Евангельской Веры, рукоположенных Воронаевым и Колтовичем чем брат В.С.Павлов. Н. И. Подлесный, освободившись из уз, остался некоторое время жить в Сибири.

Пятидесятники в период второй мировой войны

Пятидесятники в период второй мировой войны

С 1942 г. ХЕВ и ХВЕ на Украине, насколько это было возможно, начали объединяться и стали называться «Епископальной церковью ХЕВ», а руководящий орган —«Епископальная коллегия Церкви ХЕВ на Украине». Епископы Гавриил Понурка и Михаил Бут решили созвать съезд, чтобы выработать  церковный Устав, объединяющий все церкви «воронаевского» и «шмидтовского» направлений. Проведению общего съезда не позволяли военные условия, но духовные лидеры старались поддерживать общение.
С началом Второй мировой войны очень усугубилось положение в пятидесятнических общинах, где стало меньше братьев, которые, имея духовный и житейский опыт, держали церкви на правильном евангельском пути. В эти годы служители понимали, что крайне необходимо взять под контроль и пастырскую опеку все существующие пятидесятнические церк-ви и группы. Многие негативные явления в общинах имели неуклонную тенденцию к росту, поэтому поставленный Воронаевым старший пресвитер Г. Г. Понурко (один из немногих, кто остался на свободе) видел, что оставлять жизнь церквей на самотек — это значит позволить идти им к духовной катастрофе. Близким сотрудником и единомышленником Понурко стал в то время Афанасий Иванович Бидаш. Вскоре к ним присоединился пресвитер Карнаватской Церкви ХЕВ Филипп Шокало, а затем Д. И. Пономарчук.

Пятидесятники в после военные годы

Пятидесятники в после военные годы

Оставшихся на свободе Д. И. Пономарчука и Н. В. Кузьменко пригласили в Москву, где к тому времени освобожденный из уз Я.И. Жидков учредил Всесоюзный Совет Евангельских Христиан и Баптистов (ВСЕХиБ).
В Москве руководителям пятидесятнического движения было предложено объединиться и влиться в созданный ВСЕХиБ. Разумеется, что за всем этим стояло жесткое давление Совета по делам религий СССР, который отказал в утверждении восстановленного в 1942 г. пятидесятниками союза ХЕВ. В ходе продолжительных бесед были выработаны вероученические и организационные положения об объединении, которые носили предварительный, подготовительный характер.

Еще статьи...

Наверх