Вы здесь: История ХВЕ в России

Возникновение протестантизма в России

Возникновение протестантизма в России

Протестантизм в России развивался двумя различными независящими друг от друга путями.

Первый путь – при низком духовном уровне русской православной церкви были люди, которые пытливо и настойчиво искали истину под грузом мертвящих  догм. Эти люди хотели жить как первоапостольская церковь. Они выступали против косности духовенства русской православной церкви и проповедовали жизнь по Библии. В большинстве случаев эти люди  были «протестантами» только по плоти. Русский протестантизм более всего был похож на народные верования, которые переплелись с христианством.

Появление расколов в среде православной церкви

Появление расколов в среде православной церкви

Русь приняла христианство в 988 году, и уже через 15 – 16 лет появились первые протестанты в Киевской Руси. Вот, что говорит книга под названием «Наставление, как правильно состязаться с раскольниками»:

Предшественники русского протестантизма

Предшественники русского протестантизма

В середине XVIII века, почти одновременно с духоборчеством, из среды христоверия отпочковалось еще одно направление, которое получило название «молоканство». Между молоканами и духоборцами было много общего, но есть и существенные отличия. Молоканство, в отличие от духоборчества, которое имело успех в основном среди крестьян, а молокане получили свое развитие среди мелкоремесленнической, мещанской среде городов. Основателем этого движения был бродячий деревенский портной Семен Уклеин, последователь духоборческого учителя Побирохина, на дочери которого Уклеин женился. Будучи начитанным и способным проповедником, Уклеин приобрел большой авторитет среди духоборов. Однако он любил читать Библию и постепенно пришел к убеждению, что христианское учение должно основываться на Слове Божьем. Разногласия с его тестем и другими видными духоборами приве-ли Уклеина и его сторонников к разрыву с духоборчеством и основанию своего движения.

Возникновение мирового движения пятидесяников

Возникновение мирового движения пятидесяников

Движение Святости и Движение Высшей Жизни в Кесвике

Предтечей пятидесятнического движения было движение святости. Оно возникло через так называемое пробуждение святости в 1867 году в среде методисткой церкви. Собрания проводились на открытом воздухе. Люди спали в палатках и присутствовали на богослужениях несколько дней. Во время этих собраний тысячи  людей утверждали, что получили «второе благословение» или «полное освящение».
В 1875 году учителя движения святости Роберт Ханна Смит и Вильям Вордмал провели в Англии конференцию по учению «второго благословения» в городе Кесвике. Эта конференция стала известна как «Движение Высшей Жизни». Учение на собраниях в Кесвике отличалось от учения в Америке тем, что ударение было сделано не на «втором благословении» как приобретение святости, а на «второе благословение» как приобретение силы для служения.

Эван Робертс и пробуждение в Уэльсе

Эван Робертс и пробуждение в Уэльсе

В 1904 году неожиданно началось пробуждение, которое по глубине и распространению превосходило все, до сих пор пережитое в этой области. Правда, оно уже давно было подготовлено в тайне: в Рондатале были три женщины, которые на протяжении нескольких лет сходились каждую неделю, чтобы просить об излиянии Духа Святого, пока одна из них однажды услышала голос Духа Святого: «Встань, так как слышится шум, как будто  приближается дождь». Спустя три дня началось пробуждение. Подобным же образом все происходило и в других маленьких молитвенных кружках.
Особым орудием в уэльском пробуждении был Эван Робертс, который уже в двенадцать лет был правой рукой своего отца в угольной шахте, а немного позже сам стал шахтёром. Его никогда не видели без Библии, которую он исследовал в перерывах между работой. Позднее, будучи молодым проповедником пробуждения, он подчёркивал разницу между делом Духа Святого при обращении и духовным крещением, которое получает верующий.

Возникновение пятидесятнического движения

Возникновение пятидесятнического движения

К «движению святости» присоединилась маленькая церковь, которая состояла из методистов и баптистов восточной части штата Теннесси и в западной части Северной Каролины. Эта церковь возникла в 1886 году, её руководителем были Р.Г. Спелинг и В.Ф. Бриант. В течение девяти лет в этой церкви звучали проповеди об освящении, об общении церкви с Бо-гом, об исполнении Духом Святым. В 1896 году, как свидетельствует американский исследователь Гарден, после усиленных молитв церковь пере-жила внезапную вспышку крещений Духом Святым, которые сопровожда-лись говорением на иных языках, пророчествами и исцелениями. Молва об этих чудесных событиях достигла и других церквей, прежде всего «движения святости». Количество пятидесятнических церквей быстро росло. В 1903 году они объединились в союз «Церковь Божья», во главе которого встал А.Д. Томсон, который находился на этом посту бессменно до самой своей смерти в 1943 году. В 1908 году создается «Главное управление церкви Божьей».
Через некоторое время в союз «Церкви Божьей» входят церкви не только Америки, но также Китая, Индии, Египта и других стран.
Настоящий триумф и рассвет пятидесятнического движения начинается с событий в городе Лос-Анджелесе в 1906 году.
Пастор небольшой негритянской баптисткой церкви Лос-Анджелеса Сеймур. Каждый день он вместе с церковью молился о крещении Духом Святым.

Еще статьи...

История ХВЕ в России

меню
Наверх