Появление расколов в среде православной церкви

Появление расколов в среде православной церкви

Русь приняла христианство в 988 году, и уже через 15 – 16 лет появились первые протестанты в Киевской Руси. Вот, что говорит книга под названием «Наставление, как правильно состязаться с раскольниками»:

Восстает около 1003 года некий монах Андреан противу поклонения икон, иерархии и законов церковных… Потом в 1149 году приходит монах Мартин, родом армянин , в Киевские страны и, написав там сто книжиц под именем Правда, раздает их тайным образом… Се первая к расколу дверь. Его учение некими той страны жителями принято яки истинное…

К сожалению, о жизни и смерти Андреане мало, что известно. В книге В.Д. Бонч-Бруевича «Избранные атеистические произведения» говорится,

что монах Андреан обличил дела высшего духовенства тогдашнего православия и его догматы, за что был замурован в стену.

Также спустя двадцать лет появился другой русский протестант – Дмитр. Его учение полностью совпадало с учением Андреана. Возможно были и другие христиане, которые занимали ту же позицию, что и Андреан и Дмитр.
В XIV веке наблюдался подъем духовной жизни. Об этом периоде мож-но найти упоминания у историков. Как светские, так и православные исто-рики в один голос называют людей, которые пытались пробудить церковь, сектантами. Слово «секта»  общее название для различных религиозных групп и общин, которые отделились от господствующей церкви. Так назы-ваемые секты зачастую возникали как форма протеста против курса и уче-ния официальной церкви, и потому возникновение сектантства вполне может быть явлением абсолютно положительного характера. К сожалению, в наше время это слово приобрело отрицательное значение .
Если пользоваться общепринятой терминологией, то в середине XIV века наблюдается первые признаки организованного сектантского движения в русском православии . Вот как характеризует Костомаров в своей книге состояние православной церкви:

Духовные, посвящаясь в сан и получая места, платили пошлины. Нередко добрые отношения к чиновникам владыки, пошлины и подарки, пролагали путь к священническому саны удобнее, чем личные достоинства ищущаго этого сана. Могло всегда случиться, что бедный человек, достойный быть священником по своим качествам и способностям, не получал места потому только, что не мог заплатить, того как другой, имевший состояние, покупал священный сан. Нападки на эти пошлины, упреки, делаемые духовному управлению в том ,что оно посвящает священнослужителей за деньги, положили начало ереси, известной под названием «Стригольники.

Стригольниками в народе называли представителей низшего духо-венства, которые выстригали кружок на голове при посвящении в сан. Об учении стригольников и характере этого движения можно судить по содер-жанию обличительных  посланий митрополитов и епископов Православной церкви, которые относятся к 1382 – 1427 годам.
В 70-х годах XIV столетия псковские дьяконы Никита и Карп открыто выступили «против поставления пастырей на мзде». Они порицали архи-ереев и монахов за стяжение больших имений, а белое духовенство – за поборы с живых и мертвых и недостойную жизнь, и имели последователей в Пскове и Новгороде.
Стригольники отделились от Православной церкви и организовали свою общину. Отвергая иерархию как «поставленную на мзде», они изби-рали проповедников из среды общины. «Право учить,-- говорили они, -- принадлежит людям нравственным, нестяжательным, имеющим соответ-ствующий дар». Проповедники стригольников были людьми образованны-ми, знающими богословскую литературу, за что они получили прозвище «книжники». Характерными чертами учения стригольников были признание авторитета Евангелия и отрицание значения преданий. Они не разделяли верующих на народ и духовенство, на паству и пастырей. Учителем и проповедником мог стать любой верующий человек. Право простого человека на проповедь обосновывается высказыванием апостола Павла.
Стригольники считали себя носителями новой веры, основанной на Священном Писании и правильном его понимании. Между человеком и Богом есть единый посредник Иисус Христос; каяться нужно перед Богом, а не перед священником; таинства и обряды не нужны; они не видели также необходимости в иконах и крестах.
Руководители официальной церкви, начав с увещеваний отпавших от церкви, перешли к более решительным мерам. «Писание книжное», принадлежащее стригольникам, было изъято и уничтожено, а дьяконы Ни-кита и Карп в 1376 году были сброшены с Волховского моста в Новгоро-де.  Но на этом «ересь» не прекращалась, это движение перекинулось на Псков. Псковские стригольники выступали уже против монашества. В Пскове община стригольников, несмотря на преследования русской православной церкви, продержалось очень долго. По данным советского исследователя А.И. Клебанова в летописях прослеживается существование стригольников почти до 1490 года. Позднее эта община была задушена жестокими репрессиями .
Еще были живы многие последователи стригольников, когда начал-ся на Руси новый религиозный подъем в Новгороде.  Возникло новое движение, которое в своем роде продолжило дело стригольников. Это движение «жидовствующих» или «жидовомудрствующие». Родоначальником был русский монах Захария, игумен монастыря в Немчинове. Это учение вскоре привлекло немало высшего общества и охватило значительное пространство. В числе поклонников этого учения были, прежде всего, представителей духовенства (протопоп софийский Гаврил, священники новгородские Дионисий и Алексей). Когда же оно перенеслось в Москву, там появились более образованные люди, а именно Федор Курицын, его брат Иван Волк и др., некоторые бояре, ее приверженцами даже стали члены царской семьи – невестка Иоанна III, покровительством которой они пользовались. Оно даже дошло до митропольчего престола, был возведен тайный приверженец Симоновский архимандрит Зосима. Принявши такие размеры, секта жидодействующих, представляла большую опасность для церкви .

Учение жидодействующих выражалось в следующих пунктах:
1.    Они отрицали догматы о воплощении Господа Иисуса Христа.
2.    Признавали сходство Иисуса Христа с Моисеем и другими пророками, они считали Ветхий и Новый Заветы одинаково обязательными и в практической жизни стремись примирить предписания того и другого.
3.    Отвергали поклонения иконам и др. священным предметам православной церкви, почитание мощей и святых.
4.    Некоторые из них отрицали бессмертие души, воскресение мертвых и будущую жизнь.
5.    Отвергали монашество .

В это время в среде ортодоксального православия возникли две партии, которые спорили между собой должны или не должны монастыри иметь в своей собственности земли. Во главе «нестяжателей», выступив-ший против владения землей, стояли Нил Сорский, Аретмий, богослов и писатель Максим Грек. Позднее против жидовствующих объединились и «нестяжатели» и «иосифляне».Возглавил гонения Иосиф Волоцкий.
В 1490 году на соборе «жидовская ересь», несмотря на заступниче-ство митрополита Зосимы, была официально осуждена, и на Руси нача-лись казни. Особо жестоким гонителем был архиепископ Геннадий.
Хотя в преследованиях «жидовствующих» не было недостатка в же-стокости, церковный собор 1503 года принимает решение о полном искоренении «ереси жидовствующих».
Были уничтожены книги, которым пользовались страдающие. В Москве в специально построенных клетках сожгли Ивана-Волка  Курицына (его брат Федор умер своей смертью в 1500 году), а также Дмитрия  Коно-плева, Ивана Максимова, Дмитрия Пустоселова.
Нил Сорский был пламенным проповедником нестяжательства, он первый выступил с проповедью о христианской любви и прощении, обли-чая дух стяжательства, которым было поражено белое духовенство. Нил Сорский был противником монастырского землевладения и физической расправы над еретиками и инакомыслящими. В своих обращениях к веру-ющим он излагал мысли о практическом христианстве, ссылаясь только на Евангелие. Слово Божие для него выше всяких иных авторитетов. Идеи Нила Сорского были понятны простым людям, и у него появилось много последователей. В среде духовенства образовалась группа сторонников Нила Сорского, так называемые «нестяжатели». Им противостояла партия «иосифлян», названная по имени своего руководителя Иосифа Волоцкоого в миру богатого боярина Ивана Санина.
На соборе, созванном в 1503 году, одержали верх иосифляне. Они утверждали, что церковные традиции, устав и иерархия столь же автори-тетны, как и Священное Писание. Нестежатели не смирились со своим поражением и открыто выступили против постановлений собора. Вассиан Патрикеев призывал верующих к исполнению заповедей Христа и заветов апостолов. Он доказывал, что физическое наказание еретиков является делом не духовенства, а государственной власти. Духовенству же в борьбе против еретиков следует пользоваться мечом духовным. Нестежатели настаивали на широком распространении Священного Писания в народе, чтобы люди могли жить по-евангельски. Иосифляне, напротив, считали, что «грех простым чести (читать) Апостолов и Евангелие». Высшее духовенство сурово расправлялось с нестяжателями, как и с другими вольнодумцами.
В середине XVI в. новое мощное движение потрясает Россию. Оно связано с именами Феодосия Косого и Матвея Башкина.
Матвей Башкин был сыном небогатого боярина. Усомнившись в правильности существующих порядков, он стал изучать Библию и к своей большой радости нашел, что подлинное евангельское учение далеко стоит от официального учения церкви. Вдохновленный учением Иисуса Христа о любви ко всем человекам, о равенстве всех людей, этот дворянин освободил своих крепостных крестьян, а грамоты на них публично изо-рвал.
Феодосий Косой из крепостных крестьян бежал и в монастыре Кирилло-Белозерском принял монашеский постриг. Он очень любил «научение книжное», хотел получить духовное образование и знать Священное Пи-сание. Стал последователем Матвея Башкина. Через некоторое время под влиянием заволжских старцев и лютеранского учения стал организатором кружка монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдаш-ней религиозно-общественной жизни православия. О его учении можно судить по одной заметке, о которой упоминает В. Франчук в своей книге «Просила Россия дождя у Господа»:

К попам  не приходити, и молебнов не творити, и молитвы их не требовати, и не каятися… и тямияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися… Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творити, ни на землю падати и поклонятися, ни проскруты, ни кануны, ни свечи приносити…

Последователи Матфея Башкина во время дознаний на допросах говорили о неприличии для монастырей вотчинного владения, о нрав-ственно низкой жизни духовенства. Относительно исповеди Башкин гово-рил: «Как перестанет человек грешить, так и без священника нету ему гре-ха». Евхаристические дары он считал простым хлебом и вином. Нужно от-метить, что в учении Башкина был и действительно еретический уклон: он отрицал равенство Сына Божия с Отцом.
Для суда над еретиками в 1554 году собрался собор, на который по-требовали Троицко-Сергиевого игумена Артемия, монаха Феодосия Косого – главных единомышленников Башкина. Собор постановил лишить Артемия сана и сослать его на Соловки; Башкина и его сообщников разослали по тюрьмам и монастырям. А Феодосий Косой с монахом Игнатием успели бежать в Литву, где они успешно пропагандировали свое рационалистическое учение.
Времена царствования Ивана Грозного были очень жестокими и крова-выми в истории Церкви. Всякого рода разномыслящих казнили или ссылали на пожизненное заточение в монастыри.
После смерти Ивана Грозного произошло самое значительное событие в истории православной церкви -- раскол, которое повлекло за собой не-маловажные образования толков. Вот, что сообщает нам Валишевский в своей книге:

Кроме раскола, явившегося следствием Никоновсконй реформы, зарождалась масса новых сект, число и фанатизм которых составляет  и в наши дни одно из самых выдающихся явлений религиозной жизни…

 

И одно из таких толков – это хлыстовство. В первый раз хлыстовские верования появились на Руси во времена правление князя Дмитрия Дон-ского. Проповедовал это учение Аверянов. Но его пропаганда не имела успеха. Во время царствование Ивана Грозного стал пропагандировать хлыстовство Иван Емельянов. Он был успешнее и обратил некоторых из православных в хлыстовское учение. Но это неточные данные, об этом свидетельствует только некоторые песни хлыстов .
Мы только можем точно сказать, что основателем хлыстовского лже-учение был крестьянин «Юрьевского уезда, Владимирской губернии, бег-лый солдат»  Данила Филиппович.
В 1645 Данила Филиппович объявил себя «саваофом», так как в него будто вселился Бог. Вообще есть легенда как произошло «вселение» Бога в Данилу:

Произошло это небывалое событие на горе Городине, близ реки  Вязьмы, в Егорьевском приходе, Стародубской волости, во Владимирской губернии. Там «государь – саваоф» во всей славе своей, окруженный ангелами и архангелами, херувимами и серафимами, в огненных облаках и на огненной колеснице сошел (будто бы) с неба для того, чтобы вселиться навсегда в пречистое тело Данилы Филипповича

Отношение к Библии «новоиспеченного бога во плоти» было очень от-рицательным. Буткевич свидетельствует в своей книге, что Данила посчи-тал Библию зловредной и,

собрав священные книги, бросил их в реку.

Но оставил двенадцать заповедей:

1) Аз Данила – есмь бог, пророками предсказанный; сошел на землю для спасения душ человеческих. Несть другого бога, кроме меня. 2) Нет другого учения. Не ищите его. 3) На чем поставлены, на том
и стойте. 4) Храните божьи заповеди и будете вселенныя ловцы. 5) Хмельного не пейте и плотского греха не творите. 6) Не женитесь, а кто женат, живи с женою, как с сестрою. Неженимые не женитесь, женимые разженитесь. 7) Скверных слов и сквернословия не говорите. 8) На свадьбы и крестины
не ходите, на хмельных беседах не бывайте. 9) Не воруйте. Кто единую копейку украдёт, тому копейку положить на том свете на темя, и когда от адского огня она растопится, тогда только тот человек прощение примет. 10) Сии заповеди содержите в тайне, ни отцу, ни матери не объявляйте, кнутом будут бить и огнем жечь, -- терпите. Кто вытерпит, тот будет верный, получит царство небесное,
а на земле духовную радость. 11) Друг к другу ходите, хлеб – соль водите, любовь творите, заповеди мои хрите, бога молите. 12) Святому Духу верьте.


Эти «заповеди» тщательно исполнялись хлыстами. Хлысты примеча-тельны тем, что из своей среды выбирают «христов»
и «богородиц». Эту традицию начал Суслов приемник Данилы. В даль-нейшем хлыстовство разрасталось и превратилось в целое движение, ко-торое было распространено по всей тогдашней России. И каждая община называлась кораблем, а управляющий – кормчим.
Учение хлыстов развивалось и со временем принимало новые облики
в других мистических религиозных сектах:
1.    Шалопутство;
2.    Новохлысты;
3.    Братцы трезвенники или чурикоцы;
4.    Беседники;
5.    Монтаны;
6.    Марьяновщина;
7.    Серафимовцы;
8.    Серые голуби;
9.    Киселевцы или  Иоанниты.
Религиозная практика хлыстов сводилась к собраниям членов сек-ты, которые проводились в двух формах – бесед и радений. Проходили они
в больших помещениях с лавками по стенам, украшенным иконами
и картинами мистико – аллегорического содержания.
Беседы хлыстов могли посещать и не сектанты. Что же касается раде-ний – молитвенных собраний, то они держались в большой тайне, проис-ходили «с прилежным укрывательством». После общей трапезы хлысты в соответствующих одеждах читали в течение нескольких часов слово Бо-жие, пели и плясали, бичевали себя плетями и палками, доходя
до религиозного экстаза. Вот как Валишевский описывает богослужение хлыстов в своей книге:

В 1744 году княгине Дарье Федоровне Хованской вздумалось присутствовать на собрании одной
из религиозных общин. Она едва не умерла от страха. Набожность в подобной среде принимает иногда неожиданные, чудовищные и ужасающие формы. В Богословской пустыне, в таинственном убежище в
60-ти верстах от Москвы, куда ее повлекло неосторожное любопытство, среди группы мужчин и женщин, распевавших священные песнопения, княгиня Хованская вдруг увидела какого-то купца, который встал на ноги и в сильном возбуждении начал кружиться, дрожа всем телом. Вместе с тем он возглашал: “Внимайте мне Дух Святый говорит моими устами… Молитесь по ночам… Не прелюбодействуйте… Не ходите на крестины и свадьбы… Не пейте ни водки, ни пив”. После  довольно продолжительного времени он остановился, попросил хлеба и воды и предложил пищу и питие собранию, предварительно благословив их крестным знамением. После чего все начали по его примеру кружиться с песнями, прыгая и ударяя себя палками, даже ножами “для умерщвления плоти”, как они говорили.

Подобные радения нередко вели к нарушению целомудрия, что и явилось почвой для зарождения в среде хлыстов в конце XVIII в. никогда не виданного прежде в России явления – «скопчество». Кто был основателем этого движения не известно. Одни думают, что основателем был известный хлыстовский лжехристос Андреян Петров, другие  называют бывшего подпоручика петроградского пехотного полка, уволенного с военной службы в 1757 году, Владимира Селиванова, третьи утвер-ждают, что виновником скопчества был крестьянин села Столбова, Дмитровскаго уезда, Орловской губернии Селиванов. Как его звали не известно. В некоторых источниках указывается его имя Кондратий. Он сам себя провозгласил «богом», «христом», «искупителем» и даже «императором Петром III Федоровичем».
Основной принцип скопчества – отказ от чувственных наслаждений, от сладострастия  в пользу приобщения к Богу. Методом спасения было оскопления людей, которые следовали «христу». «Христос» требовал, чтобы ему поклонялись.
За оскопление своих приверженцев Селиванов был наказан и оказался в ссылке в Иркутской губернии. Однако это не прекратило его деятельности и роста его движения. Культ скопцов, за исключением второстепенных деталей, аналоги-чен культу хлыстов – те же беседы, радения, на которых поют песни, гимны.
В быту и культуре скопцов было также много общего с хлыстами. Жили они большими общинами, поддерживая друг друга и своих учителей, помогали попавшим в беду единомышленникам. Нередко общины одного района объединялись в ассоциации, но из-за преследования правительством организоваться во всероссийскую организацию они не сумели.
Возникшие в середине XVIII и начало XIX веков религиозно – общественные движения были уже не такими «неистово–фанатичными», как христоверие, скопчество и другие, ориентированные в основном на исполнение заповедей Ветхого Завета. С 60 – 70-х гг. XVIII века начинает распространяться «духовное христианство», которое разделилось на духоборчество и молоканство.
Во второй половине XVIII века в России из среды христоверия возника-ет новое общественно – религиозное движение под названием «духоборчество» или, как они  сами себя называют, «духоборцы».
Как всем новым религиозным движениям хочется показать, что они суще-ствуют с древних времен, так и духоборцы говорят,

что они ведут свое начало от трех вавилонских отроков – Анании, Азария, Мисаила

Но это всего лишь – «басня»

Главным местом распространения духоборчества как религиозно – общественного движения, была Харьковская губерния (Украина). В точности неизвестно, кто стоял у его истоков, однако в Екатериновской губернии его возникновение связывают с именем С. Колесникова, жителя села Никольское. Продолжателями его дела были Илларион Побирихин и отставной офицер гвардии Савелий Капустин. Название свое духоборы получили, когда православный архиепископ Амвросий назвал их духоборами, потому что, по его мнению, они боролись против Духа Бо-жия. Но они приняли это название позитивно, говоря, что они пользуются только духовными средствами в борьбе с врагами своего спасения.
Тогда как хлысты и особенно скопцы старались удостоиться сошествия Духа с помощью аскетизма, духоборы старались заслужить это путем достойной нравственной жизни. Они стремились к высоким иде-алам братства, мира и доброй воли.
Духоборы отвергали авторитет Вселенских соборов Церкви, иерархию, а также все церковные таинства, включая евхаристию и крещение. Духоборы верили в существование человеческих душ до со-творения мира и в то, что они пали вместе с согрешившим ангелами. По-сылаются души в мир для того, чтобы отбыть наказание. Грех Адама был его личным грехом и не оказал никого греховного влияния на остальных людей.
О духоборчестве можно судить по следующему описанию: «Памя-тью человек подобен Богу – Отцу, разумом – Богу-Сыну, волею – Духу Святому; Отец – свет, Сын – жизнь, Святой дух – покой. В божество Иисуса Христа «по существу» духоборы не верили. Он был, по их мнению, лишь одарен Божественным разумом. Его распятие только пример для нас в страдании. Стоит заметить, что про Библию они говорили интересные вещи. Они говорили, что из неё стоит брать то, что ты считаешь полезным. Вообще всякое писание для них – мертвые слова, ценна лишь «животная книга», написанная на скрижалях сердца, живое слово, переходящее от одного поколения к другому. За свои убеждения духоборы пережили немало трудностей. Правительство их переселяли из одной губернии в другую. Их судили и посылали в ссылку на тяжелые работы. В 1841 году их выслали в Закавказский район возле турецкой границы.

 


Можно ли сказать о названных выше сект, что они хотели изменить православную церковь? – Конечно да! Но как они старались внести изменения. Отказываясь на их взгляд от неправильных доктрин, принимали другие, которые тоже были часто еретичны. Правильно ли делают исследователи истории протестантизма в России, что связывают происхождение баптистов, евангельских христиан или пятидесятников и других протестантских христианских конфессий с русскими мистическо-религиозными сектами? Как это сделали авторы книг «История евангельских-христиан баптистов в СССР» и «Просила Россия дождя у Господа». Это неправильно. Если мы посмотрим внимательно на богословие хлыстов, жидовствующих, скопцов, духоборов и др., то мы увидим много еретичных мыслей, которые противоречат Писанию. Я считаю преступлением связывать происхождение протестантов с этим мракобесием.