Вы здесь: История пятидесятничества в РоссииДореволюционный период

Возникновение движения пятидесятников в России

Возникновение движения пятидесятников в России

Дореволюционный период

Возникновение движения пятидесятников на севере Российской империи

В 1914 годы  в Финляндии проживало большое количество русских, и в Хельсинки в 1908 году было открыто отделение Петербургской церкви евангельских христиан. В 1910 году сюда был направлен на пасторское служение проповедник А.И. Иванов (1880 – 1931).
Заместителем Иванова был бывший штабс-капитан русской царской армии Николай Петрович Смородин (1875 – 1953), который недавно примкнул к общине. После того как он покаялся, его уволили со службы в Армии. Смородин был весьма одаренным человеком, написал целый ряд статей и сочинений на различные темы.
Русская церковь евангельских христиан входила во ВСЕХ и поддерживала тесные и регулярные отношения с центром союза в Санкт – Петербурге. В документах говорится, что эта община создалась в результате раскола в среде евангельских христиан, который произошел в конце 1913 года, однако этот раскол  только окончательно оформил религиозные разногласия, возникшие среди евангельских христиан еще до 1913 года. На допросе в полиции 1914 года Иванов говорил, что он преемник «проповеди Евангелия» , которую среди русского населения Финляндии вели мето-дисты до того как в 1910 г. стал вести сам Иванов.

Из статьи К. Зарницына «Секта пятидесятников в Финляндии» мы можем узнать, что это были за методисты:

…из Америки методист – проповедник Т. Барат в 1906 г. занес секту в Норвегию, а из последней вскоре после этого она была перенесена и в Финляндию. Распространителем ее здесь был тот же Т. Барат. Для распространения своего вероучения он и его  помощники неоднократно приезжали в край и здесь в разных городах, главным образом в Гельсингфорсе, устраивали свои религиозные собрания. Успех их проповеди превзошел их ожидания. Смело можно сказать, что в настоящее время в Финляндии нет ни одного города, в котором не было бы правильно организованной общины пятидесятников.

Судя по тому, что Иванов отвечал на вопрос о времени основания им общины, и по тому, что он назвал себя преемником «проповеди Еванге-лия», которую вели в Финляндии методисты, его мировозрение сложилось как пятидесятническое еще до 1910 г.  
В 1911 году Леви Петрус и Томас Баррат приезжали в Гельсингфорс для проповеди пятидесятнического учения об исполнении  Духом Святым, и набожные люди Финляндии впервые услышали о Божьем обетовании, которое, было обещано Иисусом Христом в Деян. 1,8: «но вы примете силу».
Кроме финских церквей, Петрус и Баррат посетили также и русскую церковь евангельских христиан, которой руководил А.И. Иванов. Церковь была потрясена, ощутив благодатное и сильное влияние Духа Святого. В церкви началось пробуждение, многие верующие мужчины и женщины пережили исполнение Духом Святым. Проповедь Баррата и Петруса вызвала противоречивые переживания. После отъезда Баррата и Петруса на родину в церкви продолжительное время наблюдались разномыслия и дискуссии. Над поисками правильного ответа напряженно работало руко-водство церкви – стих за стихом, слово за словом разбирались тексты Священного Писания. Постепенно пришли к выводу, что учение, проповедуемое Барратом и Петрусом – правильное евангельское учение о крещении Святым Духом.
Не смотря на то, что церковь в Финляндии приняла пятидесятнические доктрины, Иванов на допросах заявляет, что: «данное нам прозвище «секты христиан Пятидесятницы» мы не признаем…, но мы имеем честь именоваться здесь в крае русскими евангельскими христианами».
Председатель ВСЕХ И.С. Проханов вызвал в Петербург Иванова, с которым вел беседы, в результате которых между Ивановым и Прохановым появились разногласия в понимании истинности пятидесятнического богословия. Первый говорил, что пятидесятническое движение основано на Писании, а Проханов не принимал этого. В издававшейся Прохановым газете «Утренняя звезда» в 1914 году было опубликовано «Предостережние»:

в Гельсингфорсе, Выборге, а также и в Петербурге появилась секта людей, называющих себя «пятидесятниками», а в действительности трясуны. Эти люди мало чем отличаются от хлыстов и прыгунов. Они ничего общего не имеют ни с баптистами, ни с евангельскими христианами. В настоящее время на юг отправились их «пророки» Маслов и Степанов. Просим братьев и сестер их остерегаться, как приносящих иное учение. То же самое относится к другим проповедникам: А.И. Иванову, С.И. Прохорову, Хаккарайнену (эстонец) и др.

Когда Иванов и Проханов изложили друг другу аргументы в защиту своих позиций, каждому из них стало понятно, что назрела неизбежность естественного разрыва. А.И. Иванов принял решение о выходе из состава Всероссийского союза евангельских христиан.
Иванов покинул Гельсингфорс и поселился в Выборге, который  в то время находился на границе между Финляндией и Россией. Вскоре в Выборг переехал и его друг и сотрудник Н.П. Смородин. В Выборге  они стали активно проповедовать Евангелие, проводить личные беседы и встречи со многими верующими и неверующими людьми – и в самое короткое время в этом городе была создана церковь – первая пятидесятническая церковь современного типа на русской земле.
Выборгскую церковь постигла мрачная участь жестоких репресий царского правительства и реакционного православного духовенства. В ноябре 1915 г. Иванов, Тучков, Чернухин и Вецгавер были арестованы и сосланы в Тургульскую область (оттуда А.И. Иванов впоследствии был сослан в Удмуртию под надзор полиции), а собрания повсеместно были категорически запрещены.
Огромное историческое значение пятидесятнической церкви в Выборге состоит в то, что она стала стартовой площадкой и центром распространения пятидесятнического движения в России в 1915 году. Из этой церкви вышли такие проповедники – миссионеры, как Маслов, Степанов, Герасимов, Прохоров. Ими был создан целый ряд пятидесятнических церквей и групп в разных районах России, в  частности и на Кавказе, в Баку, в Тифлисе (сейчас Тбилиси). В результате работы других миссионеров – проповедников очень скоро были образованы пятидесятнические церкви и различные группы в Петрограде, в Эстонии, в Новгородской, Витебской, Московской губерниях. По свидетельству перехваченного письма Н.П. Смородина, которое хранится в архиве Совета по делам религий при Совете Министров Украины, их церковь в Петрограде была зарегистрирована в 1916 году.
Пятидесятническое движение, развившееся из этого источника, не получило большого размаха не только потому, что, как и любое другое новое движение, оно встретило яростную оппозицию. Вторая серьезная причина состояла в том, что зарождающееся пятидесятническое движение ушло в унитаризм.
В 1915 году в Петербург приехал миссионер Андрей Уршан, который проповедовал учение о Едином Боге и о крещении только во имя Иисуса Христа. После долгих бесед Уршану все – таки удалось убедить Смородина и Иванова, что им обязательно нужно перекреститься. И перекрестил Смородина, а позже и Иванова в крещение унитаризма. Позже Смородин и Иванов переехали в Петербург и организовали там церковь под названием «Евангельские христиане в духе апостольском».
Начиная с 1978 года церкви ЕХДА на территории России (23 зарегистрированные общины по состоянию на 1 января 2003) объединены в рамках Союза евангельских христиан в духе апостолов (СЕХДА). С 1985 г. Союз возглавляет епископ Д.Л. Шатров (род. 1929г.) Союз входит в международную организацию «Апостольское всемирное христианское сообщество» (AWCF).
Наиболее крупная община ЕХДА находится в Санкт-Петербурге. Её пастор Д.Д. Шатров ведет регулярные телевизионные программы на телеканале ОТВ (49-й канал). При санкт-петербургской церкви действуют Духовная академия (заочная), средняя общеобразовательная школа на 100 человек и библейская школа для прихожан. С 1998 г. в Санкт-Петербурге действует «Международный университет изучения Библии», основанный американскими миссионерами из объединенной пятидесятнической церкви.

История ХВЕ в России

меню
Наверх