Вы здесь: Возникновение протестантизма в РоссииПоявление расколов в среде православной церкви

Появление расколов в среде православной церкви

Эти «заповеди» тщательно исполнялись хлыстами. Хлысты примеча-тельны тем, что из своей среды выбирают «христов»
и «богородиц». Эту традицию начал Суслов приемник Данилы. В даль-нейшем хлыстовство разрасталось и превратилось в целое движение, ко-торое было распространено по всей тогдашней России. И каждая община называлась кораблем, а управляющий – кормчим.
Учение хлыстов развивалось и со временем принимало новые облики
в других мистических религиозных сектах:
1.    Шалопутство;
2.    Новохлысты;
3.    Братцы трезвенники или чурикоцы;
4.    Беседники;
5.    Монтаны;
6.    Марьяновщина;
7.    Серафимовцы;
8.    Серые голуби;
9.    Киселевцы или  Иоанниты.
Религиозная практика хлыстов сводилась к собраниям членов сек-ты, которые проводились в двух формах – бесед и радений. Проходили они
в больших помещениях с лавками по стенам, украшенным иконами
и картинами мистико – аллегорического содержания.
Беседы хлыстов могли посещать и не сектанты. Что же касается раде-ний – молитвенных собраний, то они держались в большой тайне, проис-ходили «с прилежным укрывательством». После общей трапезы хлысты в соответствующих одеждах читали в течение нескольких часов слово Бо-жие, пели и плясали, бичевали себя плетями и палками, доходя
до религиозного экстаза. Вот как Валишевский описывает богослужение хлыстов в своей книге:

В 1744 году княгине Дарье Федоровне Хованской вздумалось присутствовать на собрании одной
из религиозных общин. Она едва не умерла от страха. Набожность в подобной среде принимает иногда неожиданные, чудовищные и ужасающие формы. В Богословской пустыне, в таинственном убежище в
60-ти верстах от Москвы, куда ее повлекло неосторожное любопытство, среди группы мужчин и женщин, распевавших священные песнопения, княгиня Хованская вдруг увидела какого-то купца, который встал на ноги и в сильном возбуждении начал кружиться, дрожа всем телом. Вместе с тем он возглашал: “Внимайте мне Дух Святый говорит моими устами… Молитесь по ночам… Не прелюбодействуйте… Не ходите на крестины и свадьбы… Не пейте ни водки, ни пив”. После  довольно продолжительного времени он остановился, попросил хлеба и воды и предложил пищу и питие собранию, предварительно благословив их крестным знамением. После чего все начали по его примеру кружиться с песнями, прыгая и ударяя себя палками, даже ножами “для умерщвления плоти”, как они говорили.

Подобные радения нередко вели к нарушению целомудрия, что и явилось почвой для зарождения в среде хлыстов в конце XVIII в. никогда не виданного прежде в России явления – «скопчество». Кто был основателем этого движения не известно. Одни думают, что основателем был известный хлыстовский лжехристос Андреян Петров, другие  называют бывшего подпоручика петроградского пехотного полка, уволенного с военной службы в 1757 году, Владимира Селиванова, третьи утвер-ждают, что виновником скопчества был крестьянин села Столбова, Дмитровскаго уезда, Орловской губернии Селиванов. Как его звали не известно. В некоторых источниках указывается его имя Кондратий. Он сам себя провозгласил «богом», «христом», «искупителем» и даже «императором Петром III Федоровичем».
Основной принцип скопчества – отказ от чувственных наслаждений, от сладострастия  в пользу приобщения к Богу. Методом спасения было оскопления людей, которые следовали «христу». «Христос» требовал, чтобы ему поклонялись.
За оскопление своих приверженцев Селиванов был наказан и оказался в ссылке в Иркутской губернии. Однако это не прекратило его деятельности и роста его движения. Культ скопцов, за исключением второстепенных деталей, аналоги-чен культу хлыстов – те же беседы, радения, на которых поют песни, гимны.
В быту и культуре скопцов было также много общего с хлыстами. Жили они большими общинами, поддерживая друг друга и своих учителей, помогали попавшим в беду единомышленникам. Нередко общины одного района объединялись в ассоциации, но из-за преследования правительством организоваться во всероссийскую организацию они не сумели.
Возникшие в середине XVIII и начало XIX веков религиозно – общественные движения были уже не такими «неистово–фанатичными», как христоверие, скопчество и другие, ориентированные в основном на исполнение заповедей Ветхого Завета. С 60 – 70-х гг. XVIII века начинает распространяться «духовное христианство», которое разделилось на духоборчество и молоканство.
Во второй половине XVIII века в России из среды христоверия возника-ет новое общественно – религиозное движение под названием «духоборчество» или, как они  сами себя называют, «духоборцы».
Как всем новым религиозным движениям хочется показать, что они суще-ствуют с древних времен, так и духоборцы говорят,

что они ведут свое начало от трех вавилонских отроков – Анании, Азария, Мисаила

Но это всего лишь – «басня»

Главным местом распространения духоборчества как религиозно – общественного движения, была Харьковская губерния (Украина). В точности неизвестно, кто стоял у его истоков, однако в Екатериновской губернии его возникновение связывают с именем С. Колесникова, жителя села Никольское. Продолжателями его дела были Илларион Побирихин и отставной офицер гвардии Савелий Капустин. Название свое духоборы получили, когда православный архиепископ Амвросий назвал их духоборами, потому что, по его мнению, они боролись против Духа Бо-жия. Но они приняли это название позитивно, говоря, что они пользуются только духовными средствами в борьбе с врагами своего спасения.
Тогда как хлысты и особенно скопцы старались удостоиться сошествия Духа с помощью аскетизма, духоборы старались заслужить это путем достойной нравственной жизни. Они стремились к высоким иде-алам братства, мира и доброй воли.
Духоборы отвергали авторитет Вселенских соборов Церкви, иерархию, а также все церковные таинства, включая евхаристию и крещение. Духоборы верили в существование человеческих душ до со-творения мира и в то, что они пали вместе с согрешившим ангелами. По-сылаются души в мир для того, чтобы отбыть наказание. Грех Адама был его личным грехом и не оказал никого греховного влияния на остальных людей.
О духоборчестве можно судить по следующему описанию: «Памя-тью человек подобен Богу – Отцу, разумом – Богу-Сыну, волею – Духу Святому; Отец – свет, Сын – жизнь, Святой дух – покой. В божество Иисуса Христа «по существу» духоборы не верили. Он был, по их мнению, лишь одарен Божественным разумом. Его распятие только пример для нас в страдании. Стоит заметить, что про Библию они говорили интересные вещи. Они говорили, что из неё стоит брать то, что ты считаешь полезным. Вообще всякое писание для них – мертвые слова, ценна лишь «животная книга», написанная на скрижалях сердца, живое слово, переходящее от одного поколения к другому. За свои убеждения духоборы пережили немало трудностей. Правительство их переселяли из одной губернии в другую. Их судили и посылали в ссылку на тяжелые работы. В 1841 году их выслали в Закавказский район возле турецкой границы.

 


Можно ли сказать о названных выше сект, что они хотели изменить православную церковь? – Конечно да! Но как они старались внести изменения. Отказываясь на их взгляд от неправильных доктрин, принимали другие, которые тоже были часто еретичны. Правильно ли делают исследователи истории протестантизма в России, что связывают происхождение баптистов, евангельских христиан или пятидесятников и других протестантских христианских конфессий с русскими мистическо-религиозными сектами? Как это сделали авторы книг «История евангельских-христиан баптистов в СССР» и «Просила Россия дождя у Господа». Это неправильно. Если мы посмотрим внимательно на богословие хлыстов, жидовствующих, скопцов, духоборов и др., то мы увидим много еретичных мыслей, которые противоречат Писанию. Я считаю преступлением связывать происхождение протестантов с этим мракобесием.

История ХВЕ в России

меню
Наверх